Касса театра:
+7 (3846) 61-31-61

Администраторы:
+7 (3846) 61-41-41

ВЕРСИЯ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
начало
1945-1951

История Прокопьевского театра началась в городе Анжеро-Судженске 1 декабря 1945 года. Группа энтузиастов во главе с Д.Г. Леоновым и В.В. Гардениным решила создать театр. За очень короткий срок была создана труппа в составе 41 человека. Театр обрел статус областного драматического театра им. Ленинского комсомола.

Описание фотографии
Описание фотографии

1 декабря в 20:30 спектаклем «Лес» А. Островского отрыл свой первый сезон новый драматический театр. Режиссёром постановки был художественный руководитель театра В.В. Гарденин, художником – П.П. Часовской.

Описание фотографии
Описание фотографии

Одновременно в театре шли репетиции сразу нескольких спектаклей, театр активно начинал творческую деятельность. За первый сезон были созданы спектакли «Чужое дело», «Слава», «Горькая судьбина», «Двенадцать месяцев».

Следующий сезон открылся знаменитой драмой К. Тренева «Любовь Яровая». Третий сезон театра – поистине драматичен. М. Бендерской ставит Шиллера «Коварство и любовь», «Сказку о правде» Алигера ставит В. Гарденин. Театр становится трибуной советской идеологии.

В 1949 году в театр приходит новый главный режиссёр – Я.Т. Суторшин. И сразу же новая постановка – спектакль «За вторым фронтом», посвященный годовщине великой октябрьской революции. Художник спектакля А.М. Половинкин. В спектакле заняты 21 человек, декорации поражают монументальностью. Театр переходит на новый этап развития и уже неумолимо требует нового пространства. Такой декорации тесно на маленькой сцене Анжеро-Судженского Дворца культуры. Последний сезон в Анжеро-Судженске, в Анжерке, как ласково еще долгое время называли свой первый дом артисты, открыл 20 октября спектакль «Сильные духом» по пьесе Д. Медведева и А. Гребнева.

Афиша к спектаклю «Лес», 1945 г.
Афиша к спектаклю «Лес», 1945 г.

За эти шесть лет в Анжеро-Судженском Дворце культуры сложился настоящий профессиональный театр. Его постановки стали событием культурной жизни послевоенного Кузбасса.

В 1951 году было принято решение перевести молодой и перспективный театр в г. Прокопьевск, открыть новые горизонты для театра. Теперь это был Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.

В Прокопьевске
1951-1960
Описание фотографии
Описание фотографии

В Прокопьевске у театра не было своего здания и приходилось играть спектакли на площадках Дворцов культуры. Основной базой для работы Прокопьевского театра стал Дворец культуры им. Артема. Это было сложное время для театра. Новый город, новый зритель. Артистам, которых любили в Анжеро-Судженске, приходилось завоевы- вать любовь прокопчан, и завоевывать в экстрема- льных условиях. Но театр жил и продо- лжал творить. Первым спектаклем, поставленным в Прокопьевске, стала «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева. Уже во второй раз театр обратиться к этой актуальной в послевоенные годы пьесе. Режиссёром спектакля на этот раз стал Фаликов, художником М. Ривин.

Описание фотографии
Описание фотографии

В театре работали сразу три режиссёра: главный режиссёр – Г.И. Пушкарёв, и режиссёры С.И. Мурзиль и Н.Ф. Филиппов. Художественное пространство решали художники А.А. Алексеев и Н. Щеглов.

Целых девять сезонов провел коллектив театра в разъездах. История не сохранила всех произведений, созданных в этот период. Некоторые из них: «Кандидат партии» по пьесе А. Крона, «Голос Америки» по пьесе Б. Лавренева, «Люди доброй воли» Г. Мдивани, «Мне 30 лет» В.Вальдта и Н. Гиппиус, «Бесприданница» А. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, был восстановлен спектакль «Коварство и любовь» по пьесе Шиллера, и впервые поставлен спектакль «Аленький цветочек», с которым навеки будет связан Прокопьевский театр.

Эта пьеса И. Карнаухова и А. Брусевич завоюет любовь прокопьевских артистов и прокопьевских зрителей. Еще много раз к этому произведению в разные годы будет обращаться творческий коллектив театра. Художественные задачи будут меняться на протяжении времени, но незыблемым останется вера в торжество справедливости так трогательно, показанная в этой удивительной сказке. Для Прокопьевского театра «Аленький цветочек» станет вахтанговской «Принцессой Турандот», Мхатовскими «Днями Турбины», «Горем от ума» Малого театра.

Сезон 1957-1958 гг. открылся 12 октября спектаклем о Сергее Лазо. А уже 13 октября состоялась премьера спектакля «Овод» по пьесе А. Желябужинского. Так плодотворно, несмотря на трудности, работал коллектив театра.

В 1959 году директором театра стал заслуженный деятель искусств России Николай Степанович Рулёв. Николай Степанович был замечательным артистом. Он руководил театром целых 16 лет.

новоселье
1960-1975

В 1960 году театру было предоставлено специальное отстроенное прекрасное здание в стиле неоклассицизма.

Проект Прокопьевского драматического театра со зрительным залом на 800 мест был разработан в середине 1950-х годов московским проектным институтом «Гипротеатр». Автор проекта – архитектор Н.П. Куренной.

В оформлении театра было использовано пять архитектурных ордеров, включая тосканский, дорийский, коринфский, ионический и греко- ионический. В 2011 году здание театра получило статус памятника архитектуры регионального значения.

В этом уникальном здании театр обрел второе дыхание. Технические возможности позволяли создавать новое искусство.

В начале 60-х годов в театр приходит новый главный режиссёр Г.Л. Легков. Петербуржец, с традициями Ленинградской актерской школы, великолепный артист – он привносит новое дыхание в театр. Требования к коллегам и в первую очередь к своим работам были у Легкова высокими, по ленинградским меркам.

Описание фотографии
Описание фотографии

В то время театр в местной журналистке Зинаиде Чигаревой открыл драматурга. И премьера первой пьесы Чигаревой «Шахтерская поэма» состоялась здесь. Именно при Легкове по-настоящему раскрылся талант Петра Федченко и Николая Хлебникова.

А первой заслуженной артисткой РСФСР в Прокопьевске по праву стала Антонина Хлебникова Приехала сюда на роли молодых героинь, перешла затем в новое амплуа, была незабываемым Комиссаром в «Оптимистической трагедии».

Описание фотографии
Описание фотографии

В театре при главном режиссёре Г. Легкове работали режиссёры М.М. Амаспюр, ставил спектакли П.И. Федченко, даже знаменитый Я.М. Лившиц, дипломант Ленинградского театра, музыки и кинематографии поставил в Прокопьевске «Прощание в июне» по пьесе А. Вампилова, работал здесь и В.М. Юдехай. Он поставил спектакль «Аленький цветочек», художником которого на сей раз был Д.М. Давыдов.

В конце 60-х годов главным режиссером Прокопьевского театра был Владимир Незлученко. При нем театр, без сомнения, поднялся на новую творческую высоту. Режиссер Незлученко осуществил постановку пронзительного спектакля «Без креста», удостоенного премии «Молодость Кузбасса».

Описание фотографии
Описание фотографии
новые горизонты
1975-1987
Описание фотографии
Описание фотографии

В 1975 году в театре новый директор — Геннадий Эдуардович Яворский. Он активно поддерживал гастрольную деятельность. В этот период сменялись главные режиссёры, но укоренилась труппа. В 1979 году приходит в театр Валентина Яворская. Легенда Прокопьевского театра и, очень скоро, жена Геннадия Яворского.

В Прокопьевск она приехала юной девушкой,
и в последний ее путь Валентину Яворскую провожал Прокопьевский театр. Она оставалась верна театру даже в самое тяжелое время. Даже когда из театра ушел муж, она осталась в Прокопьевске. В 2010 году, когда Валентины Яворской уже не стало, была назначена премия имени заслуженной артистки РФ Валентины Максимовны Яворской для студентов актерского отделения Прокопьевского колледжа искусств. Обладать такой премией — это необыкновенная честь и возможность прикоснуться к великой тайне актерского таланта.

В 1981 году директором театра стал
Роберт Леонидович Арыков. Руководил театром
он недолго, но поддержал проекты Г.Э. Яворского
и тоже большое внимание уделял гастрольной деятельности. Так в 1983 году театр отправился с большими гастролями в Казахстан
в г. Усть-Каменогорск. Прокопчане привезли
11 спектаклей утреннего и вечернего репертуара.
В том числе «Пять вечеров» по пьесе А. Володина, «Варюха» по пьесе Т. Яна, «Бедность не порок»
А. Островского, «Малыш и Карлсон» по мотивам произведений А. Лингрен.

В 1984 году к руководству театром приступил Владимир Ильич Богатский. Главным режиссёром стал Ю.В. Кокорин. Этот тандем просуществовал недолго.

Описание фотографии
Описание фотографии
реконструкция
1987-1999
Описание фотографии
Описание фотографии

В 1987 году Николай Яковлевич Киндяков возглавил театр как директор и художественный руководитель.
С 1979 года он был ведущим актером, на счету которого немало успешно сыгранных ролей. Именно на его долю выпало самое сложное — поддерживать жизнь в театре в период реконструкции. Нет своей сцены. Каждый день выездные спектакли.
Нет репетиционной базы. Необходимо было в таких невероятных условиях сохранить и творческий, и технический составы. Николай Яковлевич не только тянул этот тяжкий груз, но ни на день не прекращал своей актерской работы, а еще занимался постановкой спектаклей, ведь трудно было заманить в «кочующий» театр столичного режиссера. Он поставил
в Прокопьевском театре спектакль «Аленький цветочек». Этот спектакль стал самым долговечным в театре. Созданный в 1997 году, он был списан только 2011 году. 14 лет этот спектакль радовал юных зрителей.

Киндяков сохранил театр. Открыл здание после нескольких лет реконструкции, к слову, сделанной великолепно.

Но Николай Яковлевич еще был человеком принципиальным, подлаживаться не очень-то умел и хотел.

В 1996 году он был снят с должности директора. Нашлись «объективные» причины. Однако Киндяков остался в театре актером. И до последнего дня, пока натруженное сердце не остановилось, оставался верным своему коллективу.

В 1996 году директором театра и главным режиссёром стал Николай Глебович Елесин. Николай Глебович больше внимания уделял постановкам, нежели руководству театром, наверное, поэтому так скоро оставил оба поста.

В разные годы в Прокопьевском театре служили необыкновенные артисты. Это Лариса Соколова, пришедшая в театр из самодеятельности и в течение более тридцати лет честно служащей Мельпомене
в Прокопьевске. Это заслуженный артист РСФСР
В.И. Смирнов, всю свою энергию, весь свой талант
до последнего мгновения жизни отдавший театру, который стал для него родным.

золотая маска
1999–сегодня

В 1999 году руководство театром приняла Купцова Людмила Ивановна. За всю историю Прокопьевского театра – это первая женщина руководитель.

Благодаря ее энергии, целеустремленности и точным прогнозам театр начал развиваться, внедрять новые методы работы, развивать инновационные проекты.
С первых же дней работы Людмила Ивановна занялась развитием актерского и технического состава театра. Многие артисты получили высшее образование, ряд работников получили дополнительное образование
на курсах повышения квалификации. Понимая значения артиста для театра, Купцова Л.И. привлекает в театр молодые кадры, так в 2009 году при Прокопьевском колледже искусств был набран актерский курс, уже с успехом работающий на сцене Прокопьевского театра.

Важной задачей стало для нового руководства участие в фестивалях. Впервые Прокопьевский театр выехал за пределы Сибирского региона в 2004 году для участия в фестивале театров малых городов России со спектаклем «Битва негра с собаками» по пьесе Б. Кольтеса в постановке В. Захарова.
Затем последовала череда фестивалей. Спектакль «Валентинов день» по пьесе И. Вырыпаева в постановке питерского режиссёра Ольги Ольшанской принял участие в фестивале театров малых городов России в 2005 году. В 2008 году спектакль Ольги Ольшанской «Преступление и наказание», созданный при поддержке Министерства культуры РФ исколесил всю страну. Дипломантом седьмого Фестиваля театров малых городов России и лауреатом вышеназванного фестиваля стал Вячеслав Гардер за «Лучшую мужскую роль». Театр стал лауреатом X Международного театрального фестиваля-конкурса «Камерата» (г. Челябинск) в номинации за «Лучшую сценографию» и «Самый культурный спектакль фестиваля». Спектакль «Оркестр «Титаник» в постановке А. Безъязыкова, ученика знаменитого Г. Козлова, в 2008 году стал дипломантом IV ежегодного Международного театрального фестиваля «Ученики Мастера» г. Санкт-Петербург и дипломантом всероссийского фестиваля «Реальный театр» г. Нижний Новгород в 2007 году.

Купцова Людмила Ивановна
Купцова Людмила Ивановна

Впервые в Кузбассе в 2011 году именно в Прокопьевском театре прошла режиссерская лаборатория современной драматургии «Эксперимент 123», организованная театром Наций при поддержке Министерства культуры РФ. Итогом первой лаборатории, организованной театром Наций при поддержке Министерства культуры РФ стал спектакль «Язычники», принявший участие во внеконкурсной программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».

Вторая лаборатория «Эксперимент 123» в 2012 году объединила три драматических театра Кузбасса на площадке прокопьевской драмы. За 5 дней три молодых режиссёра с труппами трех театров создали по три эскиза. Эта лаборатория стала возможной благодаря гранту Президента России в рамках поддержки проектов общенационального значения в области культуры.

Третья лаборатория в 2014 году расширила границы театральных возможностей и представила уже

Описание фотографии
Описание фотографии

Людмила Ивановна Купцова, ориентируясь
на повешение престижа театра, активно внедряет конкурсные проекты. Благодаря ее настойчивости
в городе Прокопьевске совместно с администрацией города организован конкурс «Лучшая роль сезона», где подводятся итоги работы всего коллектива театра, и лучшие из них становятся лауреатами этого конкурса. На закрытии сезона ежегодно подводятся итоги проектов:
- «Самая театральная семья»,
- «В театр — всей семьей!»,
- «Театр как общеобразовательная среда»,
- «История театра в ролях и образах», включающий
в себя экскурсию в Музей театра и встречу
с любимыми артистами, а также людьми, создающими спектакль.

С 1 сентября 2010 года главным режиссёром Прокопьевского театра стал дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Марат Гацалов. С его приходом, театр перешел на другую ступень развития. 65 юбилейный сезон был объявлен в театре «Годом современной драматургии».

Гацалов учился на актёрском факультете ВГИКа; окончил режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИСа. Как актер работал в московских театрах им. В. Маяковского и «Школа современной пьесы». Еще не будучи главным режиссером, Марат Гацалов поставил в Прокопьевске пьесу современного драматурга Вячеслава Дурненкова «Экспонаты». Спектакль принял участие во всероссийских фестивалях Ново-Сибирский транзит (г. Новосибирск) и фестивале Театров малых городов России (г. Лысьва), международном фестивале «Радуга» (С.-Петербург). В сентябре 2010 года на международном фестиваля «Текстура. Театр и кино о современности» (г. Пермь) прокопьевские «Экспонаты» удостоены Гран-при в номинации «Спектакль СегоДня».

А в апреле 2011 года Прокопьевский театр стал первым театром в Кузбассе, получившим самую престижную театральную премию России «Золотую маску» за спектакль «Экспонаты» в постановке Марата Гацалова в номинации «Приз критики».

Возглавив Прокопьевский драматический, Гацалов привлёк к работе в театре молодых не ортодоксально мыслящих режиссёров.
«Год современной драматургии» в Прокопьевском театре открыл спектакль «Парикмахерша» по пьесе Сергея Медведева. Режиссёр-постановщик Семён Александровский выпускник СПБГАТИ (курс Льва Додина).

Именно в Прокопьевском театре впервые поставлена пьеса «Пустошь» (режиссёр Руслан Маликов) драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей в результате теракта в аэропорту «Домодедово». Режиссер Вера Попова — выпускница РАТИ-ГИТИС мастерской Сергея Женовача – поставила в Прокопьевске пьесу современного польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».

Ориентируясь на современную драматургию, Прокопьевский театр не забывает о классике. В сентябре 2011 года свет рампы увидел спектакль «Сон смешного человека» по Ф.М. Достоевскому (сценическая интерпретация известного литовского режиссёра Саулюса Варнаса).

4 эскиза с четырьмя режиссёрами, два из которых вошли в основной репертуар Прокопьевского театра, причем спектакль «Это все она» уже приглашен на фестиваль театров малых городов России и планируется к представлению на фестиваль «Золотая Маска».

Наций при поддержке Министерства культуры РФ стал спектакль «Язычники», принявший участие во внеконкурсной программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».

Прокопьевский театр первый в Кузбассе провел всероссийский фестиваль современного документального театра «Прямая речь». Прокопьевские зрители смогли увидеть лучшие

Описание фотографии
Описание фотографии

московские спектакли театра «Практика», «Театра Й. Бойса» и самое современное документальное кино от Мастерской Марины Разбежкиной.

Также, одним из экспериментов стала лаборатория «Живому театру - живого автора», результат которой — документальный спектакль «Горько!» стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».

В 2013 году в рамках Года культуры в России были организованы новые проекты: - Проект читок «Light theatre» позволил зрителям обсуждать пьесу, участвовать в формировании репертуара. - Проект Театра документального кино, который был создан совместно с мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, открыл прокопьевской публике документальный жанр, а обсуждение онлайн с режиссёрами кино позволило понять механизмы его создания. - Проект «Закулисье» дал возможность прокопчанам увидеть то происходит по ту сторону занавеса.

Прокопьевский театр сегодня продолжает традиции, заложенные еще в первые послевоенные годы. Театр с успехом становится трибуной новой режиссуры, новой мысли в театре, говорит о наболевшем, сегодняшнем. Прокопьевский театр был и будет активной творческой позицией, домом и судьбой многих-многих людей.