Касса театра:
+7 (3846) 61-31-61
Администраторы:
+7 (3846) 66-82-45 доб. 300 или 301
Спектакль вырос из режиссерской лаборатории «Эксперимент 123»: «Современная драматургия», 2019г. под руководством ведущего театрального критика Павла Руднева.
Образование получено, профессия любима - и вот уже стукнуло 37, а главная героиня все еще живет с мамой, и никакой личной жизни даже и не намечается.
Тогда мать предпринимает активную атаку на дочь: если с замужеством ничего не получилось, пусть Маша хотя бы родит ребенка, ведь можно и «тот самый день» вычислить, и познакомиться с сорокалетним соседом.
Дочь послушно выдерживает визит гостей, а потом пускается во все тяжкие.… Но по законам жанра пройдя все испытания современными соблазнами, возвращается целомудренной и усталой и тут… происходит самое важное!
Комедия которая отлично подходит для семейного просмотра!
Участие в фестивалях:
2021г.
XIV Международный театральный фестиваль современной драматургии «КОЛЯДА-PLAYS», г. Екатеринбург
Награды:
Гран-при XIV Международного театрального фестиваля современной драматургии «КОЛЯДА-PLAYS», 2021г.
СМИ о спектакле:
«Петербургский театральный журнал»: https://ptj.spb.ru/blog/palcy-krestikom/
Газета «Коммерсантъ»: https://www.kommersant.ru/doc/4879981
Государственное информационное агентство «ТАСС»: https://tass.ru/kultura/11795139
Российская мультимедийная онлайн-платформа «Смотрим»: https://smotrim.ru/article/2582649
Интернет-газета «Вести.ру»: https://avto.vesti.ru/article/2582649
Интернет-издание «Lenta.Ru»: https://lenta.ru/news/2021/07/01/kolyada/
Областная газета «Кузбасс»: https://kuzbass85.ru/2021/07/05/gran-pri-mezhdunarodnogo-teatralnogo-festivalya-kolyada-plays-v-prokopevske/
В пьесе «Тот самый день» есть
двойственность, амбивалентность — она и комедия, и срез
невеселой российской реальности. Одинокая интеллигентная Мария, отчаявшись
найти спутника жизни, в «тот самый день», когда вероятность забеременеть
максимальна, отправляется на поиски случайного партнера.
Ей уже 37, и это ее последний шанс. Она встречает самых
разных мужчин — вроде бы уверенных в себе и во всех
смыслах состоятельных, но каждый из них пасует перед ее предложением.
Перед нами проходит целая галерея современных узнаваемых типажей.
Драматург работала над пьесой во время первой
поездки за рубеж, что, по ее словам, дало возможность
отстраниться и увидеть Россию со стороны. И текст невольно
начинаешь сопоставлять с другими созданными за границей
произведениями русской литературы, в первую очередь с «Мертвыми
душами». В «Том самом дне» многие реплики будто рассчитаны на то,
чтобы стать, как говорят в школе, «крылатыми выражениями».
«Да у нас куда ни плюнь, все святое!», «Меня устроит
и одноразовое грехопадение», «Иисус сказал, Достоевский подтвердил, тебе
этого мало, что ли?».
«Тот
самый день» — сказка (по-моему, страшная), населенная дальними
родственниками, может быть, потомками героев хрестоматийных произведений.
Проститутка Анжела, которая говорит, что верит в любовь и высокие
моральные ценности (это не мешает ей обворовывать клиентов), —
сниженный вариант Сони Мармеладовой. Пьяный депутат-патриот, поющий
в баре, сродни танцующему в трактире Акиму Акимовичу из «Доходного
места». Депутат, кстати, тоже знаток Достоевского и Толстого.
Да здесь все, кто окружает Марию, рассуждают о вере
и нравственности и при этом безбожно грешат.
Спектакль
поставлен на камерной сцене, и удачнее всего в нем решен
гротескно-сатирический пласт пьесы. С потолка свисают деревья. Мария
запуталась в своей жизни, будто в темном лесу заблудилась,
и ночные похождения по барам для нее непривычны и опасны, как
вылазки в дикую природу. Но у Марии есть Ангел. У Дмитрия
Савенкова в этой роли пластика спотыкающегося похмельного паренька,
по-детски удивленное и не по-взрослому помятое лицо.
Он появляется хоть и в белых, но российских одеждах —
ватник, шапка-ушанка и резиновые сапоги, из которых, спустившись
с верхнего яруса сцены, выливает воду. Он не вселяет уверенность
в подопечную, он даже в себе сомневается.
Депутат в исполнении Константина
Тимофеева — плотный, коренастый простецкий мужичок, облаченный, однако,
в строгий пиджак с галстуком. Свои пафосные государственные речи
он исполняет с надрывом, как цыганочку с выходом, а его
помощник (Максим Чигуров) для пущего эффекта раскачивает деревья.
Или
приводящие в порядок лица и наряды три приятельницы, за которыми
Мария наблюдает в уборной ночного клуба. В камерном пространстве
спектакля занятые в ролях этих завсегдатаев клуба Юлия Вылегжанина,
Александра Булатова и Ксения Чернолуцкая подходят вплотную к первым
рядам и, наводя красоту, начинают обнажать зубы, оттягивать кожу под
глазами и цинично откровенничать о том, как обманывают своих мужей.
Актрисы смотрятся словно в невидимое зеркало, а пришедшие
на спектакль зрители знакомятся с изнанкой гламура вплоть
до анатомических подробностей. Вспоминаются сентенции про «театр —
зеркало» и «театр — увеличительное стекло». Невидимое зеркало рождает
еще одну метафору: российский мир — как зазеркальный, вывернут наизнанку.
На этом
фоне гораздо человечнее гламурных подружек смотрится проститутка Анжела,
которую играет Наталья Денщикова. Ее героиня не суетлива,
не вульгарна, сердобольна и даже не лишена женского обаяния.
Простая русская баба, когда не на работе.
Тем не менее, все герои обманывают друг друга
и Бога, скрещивая пальцы во время клятвы. Марию это приводит
в отчаяние: «Ангел, я все про них поняла — они же все
пальцы крестиком держат…» Эту реплику, ставшую, пожалуй, главной в спектакле,
исполнительница Марии адресует не только партнерам по сцене,
но и зрителям, и ближе к финалу на глазах главной
героини слезы. Но им не веришь, поскольку в самом спектакле
Ольга Гардер существует вполне отстраненно. Ее Мария будто проходит этапы
сложного квеста — прилежно, но без энтузиазма. Явно не лучшая
роль артистки.
Не получилась
у режиссера и романтическая линия. В самом начале спектакля
Мария знакомится с потенциальным женихом — сорокалетним программистом
Алешей, а вернувшись после бесплодных ночных поисков случайного партнера,
снова видит его у подъезда с букетом цветов. Но во время
первой встречи оба апатичны и безвольны. Скучают и не испытывают
друг к другу ничего — даже ненависти или презрения.
Их знакомство организовали мамы, которые бесцеремонно подталкивают Алешу
(Анатолий Иванов) к Марии, сближают их лица, кладут Алешину руку
на грудь, а потом на колено Марии. При этом сами герои абсолютно
лишены каких-либо эмоций.
Спектакль
«Тот самый день» вырос из лабораторного эскиза. В нем появился
дополнительный эпизод, стали подробными роли второго плана. Однако
и темпоритм, и световая партитура (силуэты, игра теней),
и массовые сцены стали менее интересными, а артистов, которые играли
Марию и Алешу и в эскизе, здесь как будто подменили.
В пьесе открытый финал. Под детскую песенку Алеша и Мария убегают, взявшись за руки. Возможно, туда, где будут счастливы. Может быть — в смерть, в небытие. В прокопьевском спектакле Иванов и Гардер выходят со сцены в дверь, не внося в этот вопрос ясности, хотя в лабораторном эскизе, из которого вырос спектакль, финал был иным — герои открывали окно в казавшейся непроницаемой стене и через это окно выходили на крышу, держа в руках сверток с младенцем. Это выглядело несколько слащаво, но в такой концовке был смысл — размыкалось пространство театральной коробки и лучи солнечного света побеждали фальшивый мир.
Ровесник Великой Победы, Прокопьевский драматический театр с почти 75-летней историей, принимает в своих стенах молодых творцов новейшей драматургии, отражающей проблемы и явления современных реалий. Лаборатория «Эксперимент 123» с 2011 года является источником свежих и часто очень смелых идей. Прочно «укоренившееся» дерево искусства дает новые побеги!
Автор этих строк в минувшую
пятницу побывала на премьере спектакля «Посадить дерево» (по пьесе Алексея
Житковского, режиссер Александр Черепанов, Челябинск). «Зачатый» как
сценический эскиз, он появился на свет в День всех влюбленных под аплодисменты
и теплые отзывы зрителей.
Параллели «родственных»
спектаклей
Еще
до начала премьерного показа мое внимание привлекла знакомая деталь,
появившаяся в интерьере Прокопьевского драмтеатра — сухие ветви деревьев, без
листьев! Это я уже видела немного ранее! Такими же было заполнено пространство
малой сцены в комедии по мотивам пьесы Ярославы Пулинович «Тот самый день»,
режиссер Снежанна Лобастова. А после просмотра премьеры сразу стало понятно:
спектакли, имея свою яркую индивидуальность, родственны. Обоим дала жизнь
театральная лаборатория современной драматургии «Эксперимент 123» апреля 2019
года. И в том, и в другом красной нитью проходит тема продолжения жизни, на
первом плане — отношения между родителями и повзрослевшими детьми: в «Том самом
дне» — матери и дочери, в постановке «Посадить дерево» — отца и сына.
Просматриваются и другие параллели: вопреки традиционному формату, между
зрителями и актерами — минимальная дистанция. Мы видим лица, мимику, всю гамму
эмоций каждого персонажа. Это завораживает и создает эффект нашего присутствия
внутри разворачивающихся событий. Развязка наступает быстро: всего 80 и 50
минут — такова продолжительность спектаклей. А разве не так стремительно мы
сегодня живем?
Тот самый день
Всего
за час с небольшим 37-летняя Мария в исполнении Ольги Гардер — главная героиня
комедии «Тот самый день», после хождения по мукам наконец-то сепарируется от
гиперопекающей матери (Любовь Хмельницкая). Это смешная, сатирическая,
гротескная история с политическими и социальными нотками. Зрители смеялись от
души.
Женское
одиночество — режущая сердце беда. Вот и Машу она коснулась. Сотрудница музея
изобразительных искусств продолжает жить с пожилой мамой. Та, встревожившись,
что дочь так и не найдет мужа, не родит ей внуков, делает безуспешную попытку
свести ее с Алексеем (Анатолий Иванов) — сорокалетним программистом, сыном
соседки.
Режиссер
доводит сцену знакомства до абсурда. Обе мамы великовозрастных детей буквально
толкают их друг другу в объятия, нахваливают, как товар на рынке. Конечно,
после такого «свидания» пара не сложилась.
А
между тем на сцене подвешены в воздухе безжизненные, без корней, деревья как
символ безысходности и призрачности личного счастья: никому не нужна, не от
кого рожать!
Тогда
мать настойчиво отправляет Марию в рискованное и унизительное «путешествие» за
«последним шансом» с единственной целью — во что бы то ни стало забеременеть в
«тот самый день», наиболее благоприятный для зачатия. Маша, слушаясь мать, идет
в бар, где и начинаются ее «приключения».
На
своем пути Мария встречает и путану, и одиозного депутата, и мужчин
нетрадиционной ориентации, и гопников, и получает наставления от ангела,
одетого в белую фуфайку, ушанку, с чайником в руках. Главная героиня наблюдает
ложь, лицемерие, замаскированное высокопарными лозунгами, нарушение клятв и
обещаний и восклицает: «А куда рожать? В какой мир? В мир, где все с ног на
голову? Где каждый день нужно притворяться, быть угодным — царю, президенту,
Богу?»
«Тот
самый день» проходит впустую. Мне врезался в память взгляд Марии-Ольги Гардер:
глаза, полные отчаяния, на которых вот-вот навернутся слезы, дрожащие губы… И
лишь когда она возвращается домой и встречает Алексея, решившего избавиться от
материнской опеки, выход находится сам собой — пойти вместе с ним!
И
сразу же возникают емкости с водой для деревьев, чтобы смогли вырасти их корни.
И появляется шанс взрослым людям стать самостоятельными и родить своих детей.
Как
видите, вовсе не обязательно отвергать то, что говорят родители. Важнее выйти
из слияния с ними. Ведь дочь приняла выбор жениха, предложенный матерью. Однако
— уже сама, без ее давления
Посадить дерево
Точно так же, но в нужной ситуации, самостоятельно, в спектакле
«Посадить дерево» сын-студент делает то, что велел отец. Хотя изначально не
понимал, зачем соблюдать традицию: посадить дерево, построить дом, вырастить
сына… Жизнь не вписывается в рамки клише. В ней много непредсказуемости, часто
не оправдываются ожидания, рушатся идеалы, и даже себе не всегда можно
доверять.
Отец (Анатолий Коротицкий) и сын (Михаил Дмитриев) отправляются за город, чтобы
посадить дерево. Обыденность этого события обрастает запутанным кругом проблем:
и пустырь оказался вовсе не пустырем, а элитным полем для игры в гольф, и
саженец — синтетической подделкой. Ценности, привитые отцу в годы существования
СССР, стали неактуальны. А сын, худенький заморыш, который и лопату-то держать
не умеет, ставит под сомнение догмы, с пафосом произносимые родителем, чем
гневит его. Коммуникация между поколениями нарушена. Но, как ни парадоксально,
несмотря на то, что отец не верит в сына, именно молодой парень разруливает
ситуацию с охранниками (Сергей Жуйков и Юрий Пургин) и спасает себя и отца. И
сажает-таки дерево, пусть оно даже бутафорское.
Спектакль абстрагирован от каких-либо деталей. У героев даже имен нет,
отсутствуют и декорации, зрители сидят на сцене. Постановка полностью построена
на таланте и мастерстве актеров. И была воспринята на ура.
В обсуждении зрители признались, что за 50 минут многое переосмыслили в своих
отношениях как с детьми, так и с родителями. Не было ни одного критического
отзыва.
Актер Сергей Жуйков высказал свое мнение: «На самом деле это короткий анекдот:
пришли два клоуна сажать деревья на поле для гольфа. Но звезды сошлись, и из
этой истории мы сделали полноценный спектакль».
Режиссер Александр Черепанов прокомментировал свою работу так: «Я не думаю, что
в этой пьесе проблема отцов и детей главная. Мне хотелось, чтобы зритель был
активным участником этой постановки, а не пассивно воспринимал сюжет, мог найти
в нем свою «болевую точку», увидел свой собственный спектакль».
Эксперименты продолжаются! Очередная
лаборатория состоялась уже в начале этого года. А значит, мы можем ожидать, что
репертуар Прокопьевского театра пополнится новыми постановками.
Возрастная категория
спектаклей «Тот самый день» и «Посадить дерево» — 16+.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип версии ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.