С 13 по 19 февраля в Прокопьевском театре прошла Театральная лаборатория «Эксперимент 123: Классная классика». И вновь лаборатория стала центром притяжения для смелых режиссёров, опытных критиков и зрителей, жаждущих новых открытий и впечатлений.
В 2023 году театр решил обратиться к бессмертным произведениям русских классиков и пополнить свою афишу классическими постановками, поэтому лаборатория проходила по теме «Классная классика». Художественным руководителем лаборатории стал ведущий театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» и фестивальный демиург — Олег Лоевский. Он принимал участие в формировании афиши лаборатории, выбирал режиссёров, помогал им определиться с материалом и проводил обсуждения эскизов со зрителями.
«Прокопьевский драматический театр один из первых театров в России, который стал заниматься режиссёрскими лабораториями, и эта славная практика дала возможность театру встретиться с интересными режиссерами, в будущем известными режиссерами, которые только делали первые шаги и были связаны с Прокопьевским театром. Театр всегда легко идет на эксперимент и не боится рисковать и, как правило, риск оправдывается. Не случайно у Прокопьевского Ленкома есть престижная награда „Золотая маска“ и он пользуется серьезным авторитетом среди российских театров»
Олег Лоевский
Руководитель лаборатории
За рекордные 5 дней актерский состав и 4 молодых режиссера поставили эскизы по пьесам представителей русской классической литературы: Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», Антона Чехова «Три сестры», Александра Островского «Бесприданница», Ивана Тургенева «Месяц в деревне».
Отличительной особенностью этой лаборатории стали и новые артисты с разных уголков страны, которые также решили попробовать свои силы в театральных экспериментах. Режиссерская лаборатория «Эксперимент 123: «Классная классика» — это не попытка осовременивания, а актуализации русских классических произведений. Для зрителей — это была уникальная возможность по-новому взглянуть на мир, который создавали русские писатели, и на его трансформацию в сегодняшней реальности!
Началась лаборатория с эскиза «Прозоровы» по пьесе Чехова «Три сестры» режиссера Владислава Ляховецкого, выпускника ГИТИС (мастерская Леонида Ефимовича Хейфеца). Эскиз был воплощён в формате ток-шоу и вызвал у зрителей и критиков спорные мнения, и эмоции. Одним зрителям работа Владислава Ляховецкого понравилась и показалась завершенной, другим же не хватила остроты конфликта, т.к. ток-шоу часто предполагает выраженную конфликтность и нешуточные страсти.
Что не сказать про эскиз «Записки сумасшедшего» по повести Николая Васильевича Гоголя, которая поставила режиссёр Екатерина Пилат, выпускница ГИТИС (мастерская Леонида Ефимовича Хейфеца) на малой сцене Прокопьевского театра. В ходе обсуждения выяснилось, что эскиз вызвал у зрителей и критиков положительные отзывы, но есть над чем еще работать.
Еще два эскиза были показаны во второй день — «Месяц в деревне» режиссера Арины Гулимовой и «Бесприданница» режиссера Ярослава Жевнерова. Первой свой эскиз на сцене под крышей «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева представила зрителям режиссёр Арина Гулимова, выпускница РГИСИ (мастерская Григория Михайловича Козлова). Арина работала с формой традиционного театра, пытаясь по-новому прочитать персонажей пьесы Тургенева. Она поместила их на террасу, обтянутую прозрачной пленкой — теплицу, где люди пьют чай, играют в карты и сходят с ума от жары. Многие зрители признались, им очень близка и знакома история и образы, а еще они отмечали красивую сценографию эскиза.
Эскиз «Бесприданница» по пьесе Александра Николаевича Островского представил режиссёр Ярослав Жевнеров, выпускник ГИТИС (мастерская Олега Кудряшова). Ярослав Жевнеров поставил эскиз в эксцентрической форме, отсылающей к фильмам про гангстеров и аферистов. Выбранная форма, ее открытая театральность, непривычная для Островского, показалась для критиков и зрителей многообещающей. Эскиз покорил большинство сердец, не смотря на то, что был воплощен в самые сжатые сроки.
После каждого эскиза проходило традиционное обсуждение со зрителями и авторитетными театральными критиками, итогом которого стало зрительское голосование: «Оставить как есть», «Доработать», «Забыть, как страшный сон». Тем не менее, каждая работа получилась удачной и помогла зрителям взглянуть на классические произведения по-новому и под другим, неожиданным углом.
Результаты зрительского голосования по режиссерским эскизам
Оставить как есть – 15% Доработать – 73% Забыть как страшный сон – 12%
Оставить как есть – 27% Доработать – 64% Забыть как страшный сон – 9%
Оставить как есть – 40% Доработать – 55% Забыть как страшный сон –5%
Оставить как есть – 62% Доработать – 38% Забыть как страшный сон – 0%
“
Довольно редко берут на лаборатории классические произведения, так как они большие, их сложно делать в формате эскизов, и есть небольшой хронометраж, куда это всё это произведение огромное поместить. Эта лаборатория интересна тем, что открывает много возможностей для театра и для зрителя. Она поднимает актуальные, узнаваемые проблемы. И у каждого эскиза есть потенциал перерасти в спектакль
— отметила театральный критик Мария Кожина
Режиссерский эксперимент с русской классикой удался, а это значит можно ждать пополнения репертуара Прокопьевского театра новыми яркими, актуальными спектаклями.